Правовое регулирование

12 октября 2010 г.


Нынешние проблемы борьбы с коррупцией были более или менее очевидны уже в начале 90-х годов. К этому времени прошли научные конференции, и было подготовлено несколько проектов по борьбе с коррупцией, представленных в Верховный Совет СССР, но, как известно, союз распался. Острота проблемы от этого не уменьшилась, поэтому работа над ней была продолжена в России. До принятия законов Президент РФ издал Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 года, где были предписаны некоторые запреты для служащих аппарата (они не касались государственных должностных лиц), установлено представление деклараций о доходах.

Указ был шагом в правильном направлении, но он мало что решал и слабо исполнялся. В то же время продолжалась работа над проектами закона о борьбе с коррупцией, было подготовлено до десятка вариантов. Один из них был принят Верховным Советом РФ в 1993 году. Президенту, а скорее его окружению, закон показался слишком строгим, и он вернул его на доработку. Последняя не состоялась, так как Верховный Совет был разогнан.

В ноябре 1997 году Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», но из-за множества юридических несообразностей и технических огрехов этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества.

Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, о массовой коррупции государственных должностных лиц в России говорится на каждом шагу, в том числе и в коридорах власти, с другой, уже который год откровенно тормозится принятие антикоррупционного закона. А тем временем коррупция приобретает все больший размах, ее масштабы увеличиваются. По данным «Транспэренси Интернэшнл», которые были опубликованы в прошлом году, в рейтинге состояния коррупции наша страна занимает печально почётное 147-е место из 180-ти.

Одним из первых указов Дмитрия Медведева был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции. Коррупции как системному явлению должен быть дан так называемый системный ответ. Разработан и утверждён Национальный план противодействия коррупции. Он вступил в силу. Принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов. Подписан целый ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью и государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Теперь декларировать свои доходы и имущество будут не только сами государственные служащие, но и члены их семей. Под этим появилась нормативная основа. И Президент не исключение из правил. Информация публикуется на официальных сайтах и доступна СМИ. По сути, впервые за всю современную историю создана нормативная рамка для работы. Ну а если говорить откровенно, то вообще за всю историю нашего государства.

По словам Президента, «критически важно, чтобы законодатели сами понимали, каким образом этот закон следует применять. Чтобы правоохранительные органы, правоприменители, в свою очередь, тоже понимали, каким образом применять этот закон. Чтобы все государственные служащие понимали меру своей ответственности. Это не самое простое законодательство. У нас пока нет практики его применения. Есть достаточно тонкие, иногда щепетильные вопросы. И за исполнением этих законодательных актов нужно будет самым внимательным образом следить. И ещё, может быть, самое трудное: мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное».

Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами иных федеральных органов государственной власти, Уставом Самарской области, областным Законом от 10.03.2009 №23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» и иными нормативными правовыми актами Самарской области и муниципальными правовыми актами.

Федеральным законом устанавливаются основы федеральной антикоррупционной политики, основные начала антикоррупционной политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.

Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими кодексами.

Внутренняя антикоррупционная политика партий и других общественно - политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, определяется уставами и иными учредительными документами соответствующих партий и других общественно-политических объединений.

Антикоррупционная политика Российской Федерации строится с учетом международно-правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят составной частью в правовую основу антикоррупционной политики. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила по сравнению с предусмотренными национальным антикоррупционным законодательством, то применяются правила международного договора.

Противодействие коррупции в Самарской области осуществляется на основе следующих основных принципов:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
     
  2. законность;
     
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
     
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
     
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
     
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
     
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Распечатать страницу