Госуправление: контроль, надзор и открытость

15 октября 2010 г.


Повышение эффективности деятельности государства - главный фактор, определяющий будущее России, следовательно, - важнейшая стратегическая задача.

В декабре 2009 года Распоряжением Правительства одобрен План мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 годах. Он предусматривает принятие комплекса мер, имеющих как общесистемный, так и отраслевой характер.

При подготовке указанного Плана мероприятий были выделены следующие направления:

1) совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций, основной целью которого является снижение государственного регулирования, устранение административных барьеров, в том числе оптимизация деятельности федеральных органов исполнительной власти, устранение дублирования полномочий, введение аккредитации и саморегулирования в отдельных сферах деятельности, сокращение лицензируемых видов деятельности;

2) совершенствование предоставления государственных услуг, завершение регламентации государственных услуг, оптимизация платных услуг обеспечением перехода на предоставление государственных услуг в режиме «одного окна» (в том числе с использованием многофункциональных центров) и в электронном виде - с использованием портала государственных услуг, завершение создания единого реестра государственных услуг;

3) обеспечение открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляемое в рамках реализации Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти»;

4) совершенствование системы государственной гражданской службы и противодействия коррупции. Данное направление включает в себя оптимизацию штатной численности государственных органов и сокращение бюджетных расходов на их деятельность, реализацию ведомственных планов противодействия коррупции и проведение мониторинга их эффективности, совершенствования осуществления государственных закупок и реализации имущества путем осуществления мероприятий по переходу на электронные торги в режиме реального времени.

Мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупциипосвящен второй раздел плана противодействия коррупции. Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов РФ на тему "Законодательное обеспечение противодействию коррупции" уделил этому особое внимание.

Минэкономразвития сообщило о предварительных итогах реализации Плана мероприятий по совершенствованию госуправления в 2009-2010 гг. по таким направлениям как: совершенствование госуправления, а также контрольно-надзорных и разрешительных функций органов федеральной власти, оптимизация предоставления госуслуг, обеспечение доступа к информации о деятельности органов госвласти и МСУ.

Подготовлен и уже внесен в Правительство проект новой редакции Федерального закона «О лицензировании видов деятельности», упрощающий и унифицирующий процедуру лицензирования, направленный на сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение бессрочного действия лицензии, электронного документооборота.

Также на рассмотрение Правительства представлен план мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации.

Подготовлены предложения по сокращению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и уточнению единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. При этом перечень сертифицируемой продукции предлагается сократить вдвое.

 

Помимо этого в настоящий момент разрабатывается проект федерального закона об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности.

Что касается совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций органов федеральной власти, Правительством утверждены и уже реализуются планы мероприятий в сферах сельского хозяйства, образования, здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка, внешнеторговой деятельности.

Важным направлением оптимизации государственных услуг призвана стать организация их предоставления по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров (МФЦ).

 

Серьезное внимание в настоящее время Комиссией уделяется активной работе по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В том числе формируется информационно-методическое обеспечение реализации Федерального закона - готовятся методические рекомендации и модельные акты для субъектов Российской Федерации, необходимые для его реализации. Также создана «горячая линия» по вопросам реализации Федерального закона, которая действует на информационном портале www.forum.iminfin.ru в рамках официального сайта Минфина России.

 

В Самарской области органами исполнительной власти в рамках реализации Концепции административной реформы в РФ разработаны административные регламенты исполнения отдельных государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденные распоряжениями Правительства Самарской области (далее – регламенты деятельности).

Регламенты деятельности содержат перечень государственных функций, реализуемых органами исполнительной власти; цели, достигаемые посредством реализации функций; показатели результативности, характеризующие степень достижения целей; методы и средства, используемые для достижения целей; правовое обоснование осуществления функций. Кроме того, ведомственными нормативными актами утверждены реестры консолидированных и государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти населению Самарской области в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Введена процедура обязательного доказательства необходимости введения новых функций органов исполнительной власти. Экспертиза и оптимизация действующих и новых функций и полномочий органов исполнительной власти осуществляются аппаратом Правительства Самарской области. Регламенты деятельности анализируются и в необходимых случаях в них вносятся изменения. Подготовлен сводный реестр консолидированных и государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти населению Самарской области.

В 2009 году в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, ликвидации избыточных и дублирующих функций, а также совершенствования механизмов государственного управления губернатором было принято решение об изменении структуры органов исполнительной власти Самарской области, семь из которых были реорганизованы с одновременной передачей их функций и полномочий отдельным министерствам и иным органам исполнительной власти. Это позволило уменьшить расходы областного бюджета.

Во всех органах исполнительной власти Самарской области и в Самарской Губернской Думе сформированы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с протоколом областной межведомственной комиссии по противодействию коррупции от 30.10.2009 № ВА-4/1 губернатором Самарской области – председателем Комиссии в рамках реализации норм законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, а также антикоррупционных Указов Президента Российской Федерации даны поручения:

- аппарату Правительства Самарской области совместно с департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области и заинтересованными правоохранительными органами (УФСБ, ГУВД, УФНС, УФМС, УФССП по Самарской области) разработать систему межведомственной проверки персональных данных кандидатов на занятие отдельных должностей государственной гражданской службы (в том числе лиц, зачисленных в кадровый резерв государственных гражданских служащих Самарской области), а также рассмотреть возможность включения в комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы представителей правоохранительных органов;

- руководителям органов исполнительной власти Самарской области, главам местного самоуправления муниципальных образований принять меры по повышению уровня персональной ответственности за соблюдение требований антикоррупционного законодательства, законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, персональной ответственности своих сотрудников, обеспечить надлежащий контроль за работой кадровых служб по обеспечению проверки достоверности представляемых гражданами персональных данных и иных сведений при поступлении на службу, а также сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, запретов и ограничений, установленных законодательством РФ.

На постоянной основе организуется проведение приема граждан областными руководителями: губернатором В.В. Артяковым, вице-губернатором А.П. Нефёдовым, заместителем председателя Правительства Самарской области - министром экономического развития, инвестиций и торговли Г.Р. Хасаевым, заместителем председателя Правительства Самарской области - министром управления финансами П.А. Ивановым, заместителем председателя Правительства Самарской области - руководителем департамента по вопросам общественной безопасности И.К. Мироновым, министром имущественных отношений Н.И. Мальцевым, руководителем контрольного департамента аппарата Правительства области М.М. Калиматовым.

Заявители могут также беспрепятственно сообщить о фактах коррупции руководителям департамента по вопросам общественной безопасности и контрольного департамента аппарата Правительства области, а также в общественную приёмную областного Правительства по телефону или направить сообщение по электронному адресу управления на сайте Правительства Самарской области в сети Интернет (http://www.samregion.ru, через раздел «Обратная связь»). Номера нужных телефонов размещены в базе данных справочных служб Самарской области.

В минувшем году в адрес губернатора и Правительства области поступило 83 обращения по вопросам злоупотребления государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти служебным положением (письменных – 30, устных - 3), коррупции (письменных – 39, устных - 5), взяточничестве – 1, вымогательстве денежных средств – 5.

В городских округах и муниципальных районах области прием граждан ведется как лично главами, так и другими руководителями органов местного самоуправления по графику.

 

Распечатать страницу